Директор школы В. Пономаренко

Имя Валентины Николаевны Пономаренко широко известно не только в Самаре, но и далеко за ее пределами. Многие знают Валентину Пономаренко как выдающуюся балерину, исполнившую множество ярких, запоминающихся ролей на сцене Самарского академического театра оперы и балета.

«Меня баловала судьба – грех жаловаться. Танцевала всегда очень много, с ролями у меня никаких проблем не было. Были и те, что ставились специально для меня. Прежде всего, это Валентина в «Ангаре» Игоря Чернышева. Была одной из исполнительниц партии Маши, Клеопатры, Шурочки, Комдэ в премьерных спектаклях балетов «Щелкунчик», «Гусарская баллада», «Антоний и Клеопатра», «Поэма двух сердец», поставленных Игорем Александровичем Чернышевым. В последние годы, благодаря Никите Александровичу Долгушину, судьба подарила мне еще несколько новых ролей: Эсмеральду, Армиду в «Павильоне Армиды», Кошечку в «Спящей красавице». Но балет – это искусство молодых… Я остаюсь в балете, как педагог- репетитор, и буду передавать свой опыт новому поколения». Так балерина рассказывает о своей танцевальной карьере.

В 1984 году Валентине Пономаренко было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР.

С 1992 года Валентина Николаевна занялась педагогикой: Игорь Чернышев пригласил ее в качестве репетитора. По существу Пономаренко была «играющим тренером».

В 1996 году стала директором и преподавателем хореографической школы. В течение нескольких лет заведовала кафедрой хореографии в педагогическом университете (теперь это Поволжская государственная социально-гуманитарная академия), затем оставила только педагогическую деятельность. Окончила Санкт-Петербургскую Академию Русского балета имени А.Вагановой, получив вначале степень бакалавра, затем магистра. Защитила на «отлично» диссертацию на тему «Влияние Санкт-Петербургской балетной школы на Самарский балет второй половины ХХ века». Не случайно Валентна Николаевна выбрала эту темя для работы, потому что верность петербургской школе – ее неизменное кредо на сцене и в классе.

В Куйбышевском-Самарском театре всегда ориентировались на Санкт-Петербургскую школу: приоритеты театра тем выше, чем выше планка. В любом балете, безусловно, нужна техника. Но она – не самоцель, а одно из средств создания образа. Пономаренко внушает это и воспитанникам хореографической школы с первых лет учебы. Она убеждена: Санкт-Петербургская школа – вершина хореографического искусства.

Сейчас для Валентины Николаевны главное – педагогическая работа. Но ее сердце принадлежит театру, где она по-прежнему являюсь педагогом-репетитором. Это тоже ее любимое дело, которому Пономаренко отдала двадцать лет жизни.

На сегодняшний день Валентина Николаевна Пономаренко директор и преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ ДОД «Детская центральная хореографическая школа», в котором преподает классический танец, актерское мастерство, сценическую практику. Также является автором многочисленных творческих проектов, спектаклей и концертных программ. Валентина Николаевна – один из ведущих представителей вузовской системы образования – в 2007 году она возглавила кафедру хореографии «Поволжской государственной социально-гуманитарной академии», с 2011 года – доцент кафедры хореографии, где ведет такие дисциплины как методика преподавания классического танца, теория и практика актерского мастерства и основы режиссуры.

На протяжении многих лет Валентина Николаевна является педагогом-репетитором в Самарском академическом театре оперы и балета, а также - Членом Союза театральных деятелей, член УМО вузов РФ по образованию в области хореографического искусства.

«Наша хореографическая школа много дает ребятам. Школа и театр воспитывают любовь к балету. Те, кто хоть однажды попадает в театр на балетное представление, становятся нашими. После школы ребята могут танцевать в различных хореографических коллективах. Но не нужно забывать самого главного: основная задача нашей школы – воспитание личности, которая открыта для восприятия культурного пространства. Человек может трудиться на любом поприще, но то, что он получил в нашей школе останется с ним». Кто-то мечтает стать адвокатом, кто-то спортсменом, кто-то – заниматься бизнесом, но все выпускники – «штучный экземпляр». Артистами балета станут далеко не все выпускники хореографической школы, но практически все наверняка будут интеллигентными, образованными и духовно богатыми людьми.